Кризис больно бьет по городскому бюджету

Пять лет назад день 8 сентября официально был признан Днем финансового работника. Совсем не случайно день рождения нашей сегодняшней гостьи совпадает с профессиональным праздником. Это ведь настоящий знак судьбы, можно сказать! В гостях Рублевки LIP – председатель департамента финансов администрации города Липецка Татьяна Григорова.

Татьяна Юрьевна, расскажите, как вообще формируется городской бюджет. О том, что он существует, знают все, а вот из чего он складывается?

Вот как раз в июне департамент финансов начинает проводить подготовительную работу по формированию городского бюджета. До конца июля главные распорядители нам должны предоставить свои задумки на следующий финансовый год, работники департамента будут их смотреть, проверять на соответствие всем имеющимся бюджетным нормам и нормативам.

Параллельно осуществляется и формирование доходной базы бюджета. Затем мы сопоставляем доходную и расходную часть – вот так и формируется бюджет. Все вроде бы и просто, но в то же время очень сложно.

Каким образом вы взаимодействуете с областной администрацией, с управлением финансов?

У нас с областью выстроились очень тесные и грамотные межбюджетные отношения. Доходы городского бюджета состоят из собственных налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных поступлений, преимущественно из областного бюджета. И этот объем поступлений фактически равен тому, что поступает к нам за счет собственных доходных источников. Средства выделяются в виде дотаций, субсидий и субвенций на различные цели: это и строительство школ, детских садов, дорог, на материально-техническое оснащение учреждений бюджетной сферы и многое другое. Вот, к примеру, сейчас определенные сложности с доходной базой. Не секрет, что в городе, по независящим от нас причинам, очень существенно сократились поступления по земельному налогу, ну и последствия кризиса все-таки дают о себе знать, отдельные налогоплательщики хотят уйти от уплаты налогов. Конечно, мы работаем в этом направлении, тесно сотрудничаем с налоговыми органами, и определенные результаты уже есть. Но помощь субъекта нам очень нужна сейчас, и мы впервые обратились в область за бюджетным кредитом. Уверена, что нас не оставят без дополнительных средств. А в общем и целом принцип межбюджетных отношений города и области очень хорошо развит и устойчив.

Выходит, что помощь всегда односторонняя? Только область вам помогает, а вы ей нет?

Верно, этот принцип так устроен на федеральном уровне. Бюджетное законодательство пока иного не предусматривает. Конечно же муниципалитет должен в свою очередь делать упор на качественное и всестороннее администрирование налоговых поступлений на своих территориях, которые в свою очередь также являются источником наполнения вышестоящих бюджетов.

Ясно. Вопрос о расходной части. На что прежде всего идут средства, а что может, если можно так выразиться, подождать?

Прежде всего – это социально значимые расходы. В Липецке более двухсот муниципальных учреждений. Вот все, что с ними связано, первоочередное: зарплата персонала, коммуналка, содержание имущества, налоги. Но самое основное, конечно, заработная плата бюджетников. Также основные траты идут и на содержание муниципального транспорта. В целом, на все перечисленное уходит более половины трат бюджета. Все оставшееся – это благоустройство территорий города, вопросы ЖКХ, инвестиции: строительство дорог, школ, детских садов и т.д.

Переходим к вопросу, уже, наверное, набившему оскомину. Финансы – сфера весьма привлекательная для разного рода черных схем и махинаций. Как вы контролируете потоки?

Законодательство предусматривает массу видов финансового контроля. Помимо того, что в городе существует отдельный контрольный орган – счетная палата, в скором времени в департамент финансов снова вливается контрольно-ревизионное управление, вот совсем недавно депутаты приняли такое решение. То есть мы, составляя и исполняя бюджет, уже будем иметь право параллельно проверять, как и на что он тратится, как выполняются муниципальные задания, правильно ли они выполняются и т.д. Кроме того, в нашем департаменте существует финансовый контроль в виде санкционирования – это контроль за тем, как исполняется бюджет согласно запланированному в решении о бюджете. Проверяется фактически каждый документ, каждая платежка, то есть, как я уже сказала, идет процесс санкционирования. Плюс каждый департамент в рамках действующего законодательства обязан осуществлять ведомственный финансовый контроль. Как видите, вопрос проработан тщательно.

Татьяна Юрьевна, а существует система грантов? Даете ли деньги творческим и талантливым?

В городе уже на протяжении ряда лет успешно реализуется система грантовой поддержки некоммерческих организаций и физических лиц. Эта система направлена на решение социальных проблем города, поддержку и развитие общественных инициатив.

К примеру, для вовлечения активных и неравнодушных горожан к реализации мероприятий по благоустройству территорий, на которых они проживают, ежегодно предоставляются гранты. Предоставляем их и общественным некоммерческим объединениям, которые развивают в нашем городе такие направления, как патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, укрепление авторитета семьи, улучшение условий проживания для людей с ограниченными возможностями здоровья и многое другое.

Ну вот и состоялось наше небольшое блиц-интервью. Мне осталось только уточнить, как вы отдыхаете от всего этого «финансового шквала».

Я очень люблю бывать за городом, читать книги, предпочтение отдаю историческому направлению. Обожаю старые советские фильмы. Ну и куда же без классической музыки.

Спасибо за беседу, Татьяна Юрьевна.


Журнал «Рублевка LIP»